Анна Дурава http://izvestia.com.ua/?/articles/2009/12/13/204347-5
Для наружной агитации кандидаты в президенты избрали синий, белый, красный, желтый цвета и хаки. Все они не случайны. С их помощью политики пытаются завоевать приверженность избирателей на подсознательном уровне. Цветовую гамму расшифровали «Известия в Украине».
Верность цвета ультрамарин
Самым популярным цветом президентской гонки стал синий. Лидер Партии регионов Виктор Янукович «услышит каждого» на бело-синем фоне, Сергей Тигипко «обещает сильного президента» в синем костюме на сине-красных плакатах, а националист Олег Тягнибок смотрит на избирателя с билбордов с сине-желтым фоном. Психологи говорят, что для политика, избравшего синий тон основным, характерна самодостаточность и философское отношение к жизни. Независимо от того, как мы относимся к кандидату, плакаты цвета ультрамарин подсознательно подталкивают нас согласиться с его лозунгами, так как синий вызывает чувство общности и командной игры.
Синий — еще и цвет верности. Возможно, именно этим объясняется стабильность электората Партии регионов. Однако, по мнению специалистов, сочетание синего с белым — не самый удачный вариант для политической рекламы. «Белый расслабляет, снимает напряжение, а синий успокаивает. Облаченные в такую гамму плакаты Януковича наводят на размышления. А политическая реклама должна внушать избирателю желание действовать. К тому же избыток синего способен ввести в состояние апатии и меланхолии не только самого кандидата, но и его избирателей», — объясняет психоаналитик Центра практической психологии «Галатея» Наталья Кухтина. Зато синий и красный, по мнению Кухтиной, — оптимальный вариант. «Эти цвета заставляют электорат одновременно доверять кандидату и принимать решение», — рассказывает психоаналитик.
Желто-синяя гамма плакатов Тягнибока говорит о том, что лидер Всеукраинского объединения «Свобода» хочет быть признанным в обществе и надеется снискать народную любовь. Однако его плакаты непонятны людям. «Билборды Тягнибока просто не читаются. Присутствие на них множества элементов создает у людей ощущение хаоса», — полагает Кухтина.
Правда, политтехнологи к психологам не прислушиваются. По мнению директора компании «Гайдай.сом» Сергея Гайдая, создавая плакаты, они зачастую не задумываются, какие ассоциации вызовет тот или иной цвет у избирателя. «Очень часто главную роль в выборе играет традиционность. Для Януковича, например, бело-синий фон уже привычен. И в нынешней избирательной кампании он просто продолжил традицию. А вот использование традиционной для «регионалов» цветовой гаммы в предвыборной кампании Тигипко было ошибкой. К тому же очень многие избиратели помнят о том, что когда-то банкир работал в штабе Партии регионов. И думают, что он и дальше представляет Януковича», — считает Гайдай.
Я милую узнаю по окрасу
Цвет чистоты — белый — активно использует премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. В христианской традиции он символизирует веру истинность и светлость. Приверженцы белого — люди состоявшиеся, для которых характерна свобода выбора и отсутствие препятствий для достижения цели.
Юлия Тимошенко активно использует этот цвет, позиционируя себя как борца за правду и справедливость. «Очевидно, Тимошенко пытается донести до избирателей идею о своей чистой душе и незапятнанной репутации», — считает Кухтина. Но кроме белого Тимошенко активно использует красный цвет — красное сердце, красную вышивку. По словам психолога, это удачное сочетание. Белый цвет расслабляет, а небольшое количество алого призывает к активным, но не разрушительным действиям.
Политтехнолог Сергей Гайдай вспоминает, как подбирались цвета для рекламы Юлии Тимошенко. «Перед технологами поставили задачу максимально отойти от символики «оранжевой» революции. Потому выбрали белый», — считает Гайдай.
Оранжевый снижает напряженье
Президент Виктор Ющенко традиционно использовал для агитации оттенки желтого цвета. «Оранжевый» кандидат — радостный и энергичный, расчетливый и склонный к тщеславию. Этот цвет настраивает на оптимистический лад, заряжает энергией и жизнерадостностью. Однако из-за своей авантюрности, он ненадолго завоевывает симпатии. Возможно, поэтому с недавних пор в рекламных плакатах Ющенко появились вкрапления белого. «Белый с оранжевым — это снижение напряжения. Оранжевый — это энергия жизни, он побуждает человека к действию. А разбавление его белым вызывает пассивность у того, кто на него смотрит», — рассказывает психоаналитик Кухтина.
А вот у экс-министра обороны Анатолия Гриценко оранжевый цвет несет иной смысл. В сочетании с черным он олицетворяет категоричность. А в комбинации с радикальными лозунгами («Первый непроходной», «Враг их государства») вселяет в избирателей неуверенность, невозможность определиться с выбором, даже склоняет к депрессии.
Также в желтый цвет «покрасил» свою предвыборную программу глава Верховной Рады Владимир Литвин. «С точки зрения психологии, желтый позитивно влияет на избирателя. Желтый — цвет радости, счастья и свободы. Он настраивает людей на позитив, призывает искать выход из сложившихся трудностей, стимулирует творческие способности. В сочетании с красным солнечный оттенок подталкивает к анализу», — комментирует Кухтина.
Кандидат в полосочку
Самые пестрые плакаты оказались у экс-спикера Арсения Яценюка. Появление его хаки-билбордов в начале весны наделало много шума. Милитаристские мотивы отпугнули немало избирателей, что и сказалось на падении рейтинга кандидата. Со временем штаб Яценюка решил «разбавить» изначальный болотно-зеленый фон яркими вкраплениями. Однако, по мнению Кухтиной, уже было поздно. «Человек, который ему посоветовал эту коричнево-зеленую гамму, оказал ему медвежью услугу. Темно-зеленый, болотный, коричневый — это цвета подчинения. А полоски — некая ассоциативная клетка. Когда человек смотрит на эти билборды, у него возникает ощущение тюрьмы. То, что позже эти цвета попытались освежить яркими вкраплениями, уже не имеет значения, потому что доминантными цветами, которые люди хорошо запомнили, стали болотно-коричневые», — анализирует психолог.
Политтехнолог Сергей Гайдай видит в плакатах Яценюка лишь неудачную концепцию. «Креатив, который пытались сделать его технологи, — очень сложен для понимания. А избиратель должен в считанные секунды осознавать , что хочет донести до него кандидат в президенты», — уверен эксперт.