Культовый фильм братьев Вачовски "Матрица" для большинства стал настоящим откровением. У многих возникли сомнения в реальности происходящего. Люди засомневались, могут ли они доверять своим органам чувств. Вдруг жизнь — всего лишь иллюзия? Но эта идея не является новой. Ещё Платон в книге "Государство" описал подобную матрицу, назвав её "пещерой". Природа реальности занимала умы мыслителей во все времена. Греческий философ Платон в книге «Государство» решал проблему посредством символа «Пещеры». Представь некую общность людей, которые от рождения находятся в пещере и вместо реального мира воспринимают его отражение в виде теней на стенах своего жилища.
Одному из обитателей удается выйти из пещеры и познать подлинную реальность. Когда он возвращается обратно и пытается объяснить остальным увиденное, то натыкается на непонимание и агрессию.
В XVIII веке ирландский епископ Джордж Беркли считал, что окружающий мир существует только в нашем восприятии. Он был убеждён, что это нам подсказывает здравый смысл. Невозможно думать о чём-то, что не воспринимается, и уже при самой попытке подумать о чём-то, как о невоспринимаемом, мы, думая об этом, это и воспринимаем.
Идеи Беркли продолжил развивать шотландский философ, историк, экономист Дэвид Юм. Он утверждал, что мы не можем доказать существование внешнего мира как источника существования наших ощущений. Юм полагал, что в процессе познания мы имеем дело лишь с содержанием наших ощущений, а не с их источником. Поэтому мы не можем доказать ни то, что мир объективно существует, ни то, что он не существует.
Знаменитый философ XIX века Артур Шопенгауэр, человек широкого кругозора, стал одним из первых европейских мыслителей, заинтересовавшихся восточной философией. Говоря об окружающем современного человека мире борьбы и страданий, Шопенгауэр использует восточное индийское слово «майя», указывающее на призрачность и мнимость этого мира. Подлинное состояние мира он характеризует именно словом "нирвана", имея в виду состояние полного покоя и безразличия.
И вот мы подошли к самому интересному. Оказывается оригинальные идеи, которые в разные времена приходили в головы западных философов, уже давно известны на Востоке людям, практикующим буддизм.
Около II века нашей эры индийский монах Нагарджуна, создатель учения о Срединном Пути, отталкиваясь от доктрины причинно-зависимого происхождения всего сущего, пришёл к выводу, что ни что не существует само по себе, не обладает собственным бытием и собственной сущностью.
Любой элемент существует лишь за счёт своей связи со всеми прочими элементами, вне цепи причин и следствий он не имеет никакого бытия. Следовательно, все элементы «действительности» бессущностны и пусты. Но это не пустота (шуньята) в нашем обычном понимании, а изначальная природа всех вещей, как они описываются с точки зрения конечной истины.
Мы живём в интересное время слияния, как казалось раньше взаимоисключающих философских представлений и полярных культур. На стыке разных наук рождаются новые, появились междисциплинарные исследования. Возможно, в недалеком будущем всё это поможет приоткрыть завесу тайны восприятия мира как тотальной иллюзии. Любопытно, что будет, если секрет бытия, известный лишь единицам просветлённых буддийских монахов, станет достоянием всего человечества.
extrasenstop http://newfresh.moy.su/publ....1-0-989