Rick | Дата: Суббота, 18.01.2014, 11:03:50 | Сообщение # 1 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 256
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
| Почти шесть веков назад в истории появился такой человек, как валашский господарь (князь) Влад Цепеш, и с того времени за ним тянется зловещая тень его мрачной репутации. Иногда даже кажется, что речь идет не про человека, а об настоящем исчадии ада, которое по недоразумению попало на землю. Для большинства он известный как “ужас на крыльях ночи”, кровожадный вампир, диктатор, который сажал на кол за самую ничтожнейшую провинность, и этот список можно продолжать очень и очень долго. Влад Цепеш в сознании людей — ужасное чудовище, равных которому не было до него. А может… может Влад Цепеш был обычным для своей эпохи деятелем, обладавшим разными личными качествами, просто среди которых его жестокости отводилось отнюдь не самое последнее место? О графе Дракуле пачками снимают всевозможные фильмы жанра хоррор и пишут книги, от которых леденеет кровь. О личности этого валашского князя до сих пор идут горячие споры, делаются множество попыток выяснить соотношение мифов и реальности, вымысла и правды в рассказах про этого человека. Но почти каждый раз при попытке разобраться в Владе Цепеше и его жизни, от которых нас разделяют почти на шесть веков, то неосознанно, а бывает что и намеренно про графа Дракулу создаются новые мифы и легенды. Кем же на самом деле был Влад Цепеш, и почему именно ему досталась должность самого “главного и известного вампира”? Кем же в реальности был тот человек, который для миллионов кинозрителей и читателей стал воплощением вампира? На родине графа, в Румынии, его, как правило, считают поборником “настоящей справедливости”, защитником и спасителем родины. Это странное положение дел один из исследователей выразил так: “Небезызвестный Влад Цепеш, граф Дракула, валашский патриот и садист”. Загадки этой личности начинаются сразу же, как только мы пробуем узнать полное имя, прозвище и титул нашего героя. Одни хроники с полной уверенностью называют валашского князя Владом III, другие же – с не меньшей уверенностью — Владом IV. И они ведут речь не об сыне и отце (порядковый номер отца Цепеша, которого тоже звали Владом, варьируется соответственно), а про одного князя. Учитывая время, что прошло с их смерти, подобные расхождения должны слабо удивлять… Но никто ведь не путает номера куда более многочисленных французских королей Людовиков! Год рождения графа, и дата, точно установлены не были. Влад Цепеш-Дракула, скорее всего, родился в 1431 или 1430 году (некоторые исследователи называют даже 1429 или 1428 годы), когда отец будущего “вампира”, Влад Дракул, один из претендентов на валашский трон, при поддержке императора “Священной Римской империи” Сигизмунда Люксембургского, был в Сигишоаре, трансильванском городе около границы с Валахией. В научно-популярной литературе часто связывают рождение Влада-младшего с моментом вступления его Влада-старшего в орден Дракона, куда его отца приняли 8 февраля 1431 года, по приказу императора Сигизмунда, занимавшего тогда еще и престол Венгрии. Но с коре всего на самом деле это или просто совпадение или попытка отдельных личностей такое совпадение изобрести. Похожих выдуманных, а порой и реальных совпадений в жизни Влада Цепеша-Дракулы предостаточно. Относиться к любому такому совпадению следует очень осторожно. Итак, отец Влада III, правитель и князь Валахии Влад II (хотя по некоторым историческим документам все-таки Влад III), находясь во времена юности при дворе императора “Священной Римской империи”, действительно стал членом ордена Дракона, причем орден был престижным — его адепты были обязаны подражать христианскому Святому Георгию в его непрекращающейся борьбе с нечистой силой, которая в те времена ассоциировалась с армиями турецкого султана, наползавшими на Европу с современной Анатолии. Именно своему вступлению в орден Дракона отец Влада получил прозвище Дракон (Дракул), перешедшее потом в наследству и к герою этого рассказа. Причем так называли не одного Влада, но и двух его братьев Раду и Мирчо. Поэтому до сих пор не установлено, связывали такое прозвище с представлением о нечисти или наоборот. Как постоянное напоминание о данном обете рыцари носили изображение дракона, которого убил Георгий, висящего с раскинутыми крыльями и перебитой спиной на кресте. Но здесь Влад II весьма перестарался: он не только показывался со знаком ордена перед своими подданными, но и чеканил монеты с изображением дракона, и драконов он даже изображал на стенах строившихся церквей. В глазах своего народа Влад II выглядел драконопоклонником и в народе закрепилось прозвище данное ему в ордене — Влад Дракул (Дракон). В “Сказание о Дракуле-воеводе” автор пишет прямо: “именем Дракула влашеским языком, а нашим — Диавол. Толико зломудр, яко же по имени его, тако и житие его”. Есть документы, в которых это прозвище использовали иностранные владыки при официальном титуловании Влада III, когда он был господарем Валахии. Цепеш обычно подписывал документы подписью “Влад, сын Влада” с указанием всех своих владений и титулов, но известно про два письма, где он подписался “Влад Дракул”. Из этого исходит, что он носил имя Дракула с гордостью и не находил его оскорбительным для себя. Прозвище Цепеш (Тепес, Тепез или Тепеш – в румынской транскрипции допускаются варианты), имеющее такое ужасное значение (по-румынски “Пронзитель”, “Насаживающий на кол”, “Сажатель на кол”), при его жизни румынами не употреблялось. Но его еще до гибели Влада употребляли турки. В турецком звучании это прозвище звучит как “Казыклы”. По сохранившимся сведениям похоже, что против такого прозвища валашский господарь нисколько не возражал. После смерти князя прозвище перевели с турецкого и ним стали пользоваться все, под ним же Влад и вошел в мировую историю. Существует портрет грозного “вампира”, сохранённый в тирольском замке Амбрас. Но у историков есть сомнения: вряд ли он был именно таким, каким Цепеша изобразил средневековый художник. Современники Влада признавались, что он, в отличие от брата Рада, называемого Красивым, красотой отмечен не был. Но он был очень силён физически, прекрасным пловцом и наездником. А вот был ли он злющим садистом или же храбрым и бескомпромиссным героем, у которого не было права на жалость, — истина у всех своя. Давайте обратимся к истории. Княжество Валахия в те времена являло собой то самое маленькое государство, которое, как заметил мудрый лорд Болингброк из “Стакана воды”, получает какие-никакие шансы в том случае, если на его территорию претендуют сразу два больших. В данном случае на Валахии сошлись интересы католической Венгрии, наступавшей на православие, и мусульманской Порты, претендовавшей на мировое владычество. Валахия была областью, зажатой между турецкими владениями с юга (особенно после 1453 года, когда пала раздавленная турками Византия) и Венгрией с севера. Кроме того, за спиной маленькой Валахии пряталась богатая Трансильвания (или Семиградье), принадлежавшая Венгрии, где бурно развивались ремесла, проходила ветвь Великого шелкового пути, росли самоуправляемые города, основанные саксонцами. Семиградские купцы были заинтересованы в мирном сосуществовании Валахии с турками-агрессорами. Трансильвания была своего рода буферной территорией между венгерскими и валашскими землями. Своеобразие геополитического положения Валахии, а также религиозная специфика (исповедание народом и государями православия) противопоставляли ее как мусульманской Турции, так и католическому Западу. Это обусловило крайнее непостоянство военной политики. Правители то шли вместе с венграми на турок, то пропускали турецкие армии в Венгерскую Трансильванию. Борьбу супердержав валашские господари более-менее успешно использовали в своих целях, залучаясь поддержкой одной из них, чтобы очередным дворцовым переворотом свергнуть ставленника другой. Именно таким образом взошел на престол Влад-старший (отец), с помощью венгерского короля свергнувший своего двоюродного брата. Однако турецкое давление усиливалось, и союзничество с Венгрией мало что давало. Влад-старший признал вассальную зависимость Валахии от Порты. Такое сосуществование достигалось по традиционному для того времени сценарию: князья отправляли ко двору турецкого султана своих сыновей в качестве заложников, с которыми обращались хорошо, но в случае мятежа в вассальном государстве немедленно казнили. Таким гарантом повиновения и стали сыновья валашского господаря: Раду Красивый и Влад, который свое далеко не столь невинное прозвище заработает позже. Тем временем Влад-старший продолжал маневрировать меж двух огней, однако в конце концов был убит вместе с сыном Мирчо то ли венграми, то ли собственными боярами. Кроме того, говоря об ужасах, неразрывно связанных с именем Дракулы, следует помнить о состоянии страны и существовавшей там системе власти. Государи избирались на престол из одного и того же рода, но выбор не был обусловлен какими-либо определенными принципами престолонаследия. Все решала исключительно расстановка сил в кругах валашского боярства. Поскольку любой из членов династии мог иметь множество как законных, так и побочных детей, любой из которых становился претендентом на престол (было бы кому из бояр на него поставить!), то следствием этого была фантастическая чехарда правителей. «Нормальный» переход власти от отца к сыну был редкостью. Понятно, что при стремлении зарвавшегося господаря закрепить свои полномочия, на повестку дня ставился террор, и объектом его оказывались как родичи правителя, так и всевластные бояре. Террористические, если так можно выразиться, царствования были и до, и после Влада III. Почему же тогда творившееся при нем вошло в устные предания и литературу как превзошедшее все мыслимое и немыслимое, вышедшее за пределы самой жестокой целесообразности? Деяния этого правителя, широко растиражированные письменными произведениями XV столетия, и в самом деле леденят кровь. Сама жизнь Влада (в румынских сказаниях он же воевода Цепеш) кажется непрестанным переходом от одной экстремальной ситуации к другой. В тринадцать лет он присутствует при разгроме турками валашских, венгерских и славонских войск в битве под Варной, затем — годы пребывания в Турции в качестве выданного отцом заложника (тогда-то он и выучил турецкий язык). В семнадцать лет Влад узнает об убийстве боярами из “венгерской” партии отца и старшего брата. Турки освобождают его и сажают на престол. Из турецкой неволи Влад вернулся на родину законченным пессимистом, фаталистом и с полным убеждением, что единственными движущими силами политики служат сила или угроза ее применения. Продержался он на троне первый раз недолго: венгры сбросили турецкого ставленника и посадили на трон своего. Влад вынужден был просить убежища у союзников в Молдавии. Однако проходит еще четыре года, и во время очередной (уже молдавской) смуты гибнет правитель этой страны — сторонник Влада, который гостеприимно его принял в Молдавии. Новый побег — на этот раз к венграм, истинным виновникам смерти отца и брата Дракулы, и четыре года пребывания в Трансильвании, у валашских границ, жадное выжидание своего часа. В 1456 году конъюнктура наконец сложилась благоприятно для беглого правителя. В очередной раз Дракула занимает престол с помощью валашских бояр и венгерского короля, недовольного своим предыдущим протеже. Так началось то правление Влада Цепеша в Валахии, во время которого он и стал героем легенд и совершил большую часть своих деяний, вызывающих до сих пор самые разноречивые оценки. На четвертом году княжения Дракула разом прекращает выплату дани туркам и ввязывается в кровопролитную и неравную войну с султанской Портой. Для успешного ведения любой войны, а уж тем более с таким грозным соперником, необходимо было укрепить свою власть и навести порядок в собственной державе. К осуществлению этой программы и приступил Цепеш в присущем ему стиле. Первое, что, согласно исторической хронике, совершил Влад, утвердившись в тогдашней столице Валахии городе Тырговиште, — выяснил обстоятельства гибели своего брата Мирчо и покарал виновных. Он приказал вскрыть могилу брата и убедился, что тот, во-первых, был ослеплен, а во-вторых, перевернулся в гробу, что доказывало факт погребения заживо. Согласно хронике, в городе как раз праздновали Пасху и все жители принарядились в самые лучшие одежды. Усмотрев в таком поведении злобное лицемерие, Цепеш распорядился заковать всех жителей в цепи и отправить на каторжные работы по восстановлению одного из предназначавшихся ему замков. Там они должны были работать до тех пор, пока парадные одежды не превратятся в лохмотья. Звучит рассказ психологически вполне достоверно, да и документ, в котором он содержится, вроде заслуживает доверия. Это не памфлет, написанный врагами Влада, а добротный труд, составленный бесстрастным летописцем, причем почти одновременно с происходившими событиями. Однако зададимся вопросом: а можно ли верить этой истории, описанной в хронике? Власть в Валахии была захвачена Владом 22 августа 1456 года, после расправы над соперником, гибель которого произошла 20 августа. При чем здесь Пасха, ведь дело шло к осени? Более правдоподобно выглядит предположение, что события эти относятся к первому вступлению Влада на трон в 1448 году, непосредственно после гибели брата. Однако тогда он правил всего лишь два осенних месяца — с октября по начало декабря, то есть никакого пасхального праздника тоже не могло быть. Получается, что мы имеем дело с легендой, каким-то образом исказившей действительность и связавшей воедино разные происшествия, изначально друг с другом никак не связанные. Хотя, возможно, некоторые детали, попавшие в хронику, и соответствуют реальности. Например, эпизод со вскрытием могилы Мирчо. Такое событие могло действительно произойти, причем еще в 1448 году, когда Цепеш стал правителем в первый раз. Что наверняка подтверждается упомянутой хроникой, так это тот факт, что легенды о правлении Влада Цепеша стали складываться практически сразу же с началом этого правления. Кстати, хотя все эти рассказы содержали описание разнообразных жестокостей, совершаемых Владом, общий тон их был скорее восторженным. Все они сходились на том, что Цепеш в кратчайшие сроки навел в стране порядок и добился ее процветания. Однако средства, которые при этом он использовал, вызывают в наше время далеко не столь единодушный восторг. С момента второго воцарения Дракулы в стране творится нечто невообразимое. К началу правления под его властью находилось (включая смежные с Валахией и контролируемые области Трансильвании) около 500 тысяч человек. За шесть лет (1456- 1462), не считая жертв войны, по личному распоряжению Дракулы было уничтожено свыше 100 тысяч. Возможно ли, чтобы правитель, пусть даже средневековый, вот так за здорово живешь уничтожил пятую часть своих подданных? Даже если в некоторых случаях под террор можно попытаться подвести какую-то рациональную основу (устрашение оппозиции, ужесточение дисциплины и прочее), то цифры все равно вызывают новые вопросы. Происхождение легенд о Дракуле требует пояснений. Во-первых, деятельность Влада Цепеша была изображена в десятке книг — сперва рукописных, а после сделанного Гутенбергом изобретения и печатных, созданных в основном в Германии и в некоторых других европейских странах. Все они сходны, так что, видимо, опираются на какой-то один общий источник. Важнейшими источниками в данном случае являются поэма М. Бехайма (немца, в 1460-х годах жившего при дворе венгерского короля Матиуша Корвина), а также немецкие памфлеты, распространявшиеся под названием «Об одном великом изверге» в конце того же столетия. Другая группа сборников легенд представлена рукописями на русском языке. Они близки друг к другу, похожи и на германские книги, но кое в чем от них отличаются. Это древнерусская повесть о Дракуле, написанная в 1480-х годах, после того, как Валахию посетило русское посольство Ивана III. Есть еще и третий источник — устные предания, до сих пор бытующие в Румынии, — как непосредственно записанные в народе, так и обработанные известным сказочником П. Испиреску в XIX веке. Они колоритны, но в качестве опоры для поиска истины спорны. Наслоившийся в них за несколько веков устной передачи сказочный элемент слишком велик. Хроника или летопись, к которым восходят немецкие источники, был написан явно недоброжелателями Цепеша и изображает господаря и его жизнь в самых негативных тонах. С русскими источниками сложнее. Они не отказываются от изображения жестокости Влада, но они пытаются дать ей более благородные объяснения, чем немецкие, и акцентируют внимание так, чтобы те же самые действия выглядели в данных обстоятельствах и более логичными, и не такими мрачными. Кто-то из нынешних исследователей-любителей разрешил проблему соотношения лжи и правды о Цепеше элементарным способом. Он решил: если немецкие источники бранят Влада, а русские — заступаются, возьмем только те повествования, которые есть и в русских, и в немецких. Они уж точно будут отвечать действительности. Но такой метод оказался весьма не корректным. Русские источники написаны, как уже доказали ученые, на основе немецких манускриптов. Они представляют Цепеша в немного более мягких тонах, но если ему приписано какое-то деяние, то это деяние так и остается ему приписанным, лишь у него другое объяснение. Так что если немецкий источник содержал ложь, то и в русском она была, только в более смягченном виде. Известен случай, когда в начале своего правления Дракула, созвав приблизительно до 500 бояр, спросил у них, сколько господарей помнит каждый из них. Выяснилось, что даже самый младший из них помнит не менее семи правителей. Ответом Дракулы была нестандартная попытка ликвидировать «недостойный» порядок, когда бояре оказывались значительно долговечнее своих господ: все они «украсили» колья, которые были вкопанные вокруг чертогов Дракулы в его стольном граде Тырговиште. Но если в этом случае понять чувства «террориста на престоле» и его мотивы нетрудно, то объяснить ими все остальное, пожалуй, нельзя.
Благодаря этим свидетельствам современников, изобилующим перекликающимися случаями, воссоздается образ повелителя, до самозабвения обожающего сажать людей на кол и бороться за справедливость-правду, причем нельзя сказать, где первая страсть меняется во вторую и наоборот, так нераздельно они слиты. «Правда» толкуется не иначе, как в виде безостановочного умерщвления людей, и напротив — убийства творятся только во имя «восстановления правды». Достигается это безостановочной изощренной игрой, которую затевает и ведет «зломудрый» (такие слова древнерусского автора) Влад с современниками: он моделирует ситуации, в которых возникает некий зазор между идеальной, совершенной правдой-справедливостью и поступками либо испытуемых. Вот несколько примеров таких деяний: Иностранного купца, который приехал в Валахию, обокрали. Купец подает жалобу господарю. Пока ловят и садят на кол вора, с судьбой, в общем, «по справедливости» все понятно, купцу подбросили по приказу Дракулы кошель, в котором было больше на одну монету, чем украли. Купец, обнаружив лишнее, сразу же сообщает об этом Цепешу. Тот на это всего лишь смеется: «Молодец, не сказал бы — сидеть бы тебе на колу рядом с вором». Вот еще один пример: Дракула обнаруживает, что в Валахии чересчур много нищих. Цепеш созвал нищую братию, накормил их досыта и обратился с вопросом: может ли он их еще облагодетельствовать, хотят ли нищие навсегда освободиться от земных мучений? Конечно, они хотят это, и Дракула идет им навстречу: окна и двери закрываются, а дом вместе со своим христарадничающим содержанием сжигается дотла. И при этом восхищенный своей личностью Дракула замечает, что задумывая сделать благое дело, он совершил сразу два: Валахию избавил от паразитов, ну а нищих — от печалей и мук жизни. Вообще выделявшийся большой богобоязненностью, безостановочно строивший церкви Цепеш говорил, что заслуги его перед Творцом исключительно великие – ведь ни один монарх перед ним не отправил к Богу стольких святых великомучеников. Когда же один монах начал его обвинять в тирании, а казненных, соглашаясь с словами Цепеша, величать мучениками, то Дракула радостно ответил, что с большой радостью и самого монаха добавит к мученикам. И добавил. Еще пример. Влад Дракула весело пирует, как написал древнерусский автор, среди «трупия». Слуга, который подносит блюда, морщится. На вопрос господаря «Почему?» выясняется, что слуга не может выносить смрад. «Резолюция» Цепеша: «Так посадите же слугу повыше, дабы и смрад до него не доходил». И корчится бедняга на колу небывалой высоты. Как правило, Цепеш стремился, чтобы высота колов соизмерялась с социальным положением казненных — бояре и тут оказывались гораздо выше простых людей, благодаря чему «парк кольев» Дракулы являлся в своем рода картиной равного перед господарем в смерти, но сословно различного валашского общества. Замечательна и «дипломатия» Дракулы. Предлагаю прочитать перевод с древнерусского языка: «Была такая традиция у Дракулы: когда прибывал к нему неопытный посланец от короля или от царя и не мог дать ответ на коварные вопросы Дракулы, то сажал он посланца на кол, при этом говоря: «Не я повинен в твоей смерти, а или государь твой, или ты сам. На меня же ты не возлагай вины. Если же государь твой, зная, что неопытен ты и неумен, и послал тебя послом ко мне, многомудрому правителю, то твой государь же и убил тебя; но если же ты лично решился идти, невежественный, то ты сам себя и убил»». Прекрасный пример — расправа над турецкими посланцами, которые, по традиции своей страны, поклонились Дракуле, не снимая шапок. Дракула похвалил этот обычай, а чтобы еще сильнее укрепить их в этом обычае, приказал прибить шапки к головам посланцев гвоздями. Это сложно назвать просто садизмом. Историки сделали много, чтобы причислить Дракулу к числу «великих» садистов эпохи Возрождения. Чем не собрат Дракуле и «неополитанский король Ферранте (…), неутомимый труженик, умелый и умный политик», который и своих убитых врагов, засолив их, рассаживал вдоль стен своего погреба, таким образом, король устроил в себя во дворце настоящую галерею, которую посещал в свободную минуту», и десятки похожих ему современников Влада III Цепеша? Но есть и отличие: упоенная игра Дракулы с справедливостью-правдой, в которую, как можно легко убедиться, он вкладывал особый смысл. Во-первых, это испытание испытуемых на соответствие многим идеалам — красноречия, честности, изящества, зажиточности и т. д. Причем самое малое отклонение от идеала наказывалось мучительной смертью испытуемого. Во-вторых, «правда» Цепеша — это уязвимость человека, т. е. возможность как угодно истолковать поступки или слова как несущие сокрытое указание на казнь человека, а еще желательнее – что даже на вид казни испытуемого (как, например, в случае с турецкими посланцами). Здесь очень прекрасно это показывает упоминаемый в разных источниках случай с венгерским послом. Дракула, позвав его на пир, указал на чрезвычайно крупный позолоченный кол и спросил посла, зачем этот кол здесь может понадобиться. От посла следует ответ, что, некий незаурядный муж провинился перед графом и тот намеревается отличить осужденного на смерть красотою кола. Дракула же ответил: «Верно кажешь; вот ты — великого правителя посол, королевский посол, для тебя и приготовлен этот кол». По мерке важности для смерти посланец сам признал себя годящейся добычей Дракулы. Но тут звучит ответ: «Господарь, если я свершил что-либо, заслуживающее смерти, делай что хочешь. Ты же судья справедливый, и ты не будешь повинен в моей смерти, но я сам». Ускользает венгерский посланец — нет, оказывается, в его предшествующей реплике санкция, разрешение на казнь. Не успевает схватить его Дракула. Но граф при этом доволен, так как желанная формула всё же прозвучала: он не убивает людей, просчеты и несовершенства их убивают. Развязка ситуации была в таких словах Дракулы: «Если бы не так ты ответил, то быть бы тебе на этом колу». Когда войска султана разбили Дракулу и подошли к столице Тырговиште, то здесь-то и случилось трудновообразимое событие — тысячи людских жертв, можно сказать, выкупили жизнь Дракулы. Увидев лес колов с мёртвыми перед стенами столицы Цепеша, султан воскликнул: «Что же мы можем сделать с этим человеком?» И, удивительным образом лишившись энтузиазма, он с основными силами отправился в Турцию. Тем не менее, разгром Дракулы был полным. Цепеш, теснимый оставшимися турецкими войсками, бежал. Но Европа, славившая в дни побед его как славного христианского полководца, который взял реванш за осквернённый турками Константинополь, и «не видела» его кровавых зверств, отвергла Цепеша. Король Венгрии бросил его в темницу, где Цепеш провел целых 12 лет. И тут удача снова вернулась к нему. Король Венгрии предложил Дракуле перейти в католичество. Цепеш отрекся от православия. Затем следует женитьба графа на сестре короля Матвея Корвина, и Влад, которого обличали придумываемые в Венгрии памфлеты, стал желанным для венгров кандидатом на валашский трон. В 1476 году Цепеш опять оказался на троне, при этом сверг своего брата Раду II, который придерживался турецкой ориентации. Снова вспыхивает война с правоверными. Информация о смерти Дракулы, противоречива, согласно одной, у Влада был турок-слуга — агент, засланный султаном, который пользовался абсолютным доверием государя и везде ему сопутствовал. Он-то и убил Дракулу, подобравшись к господарю со спины и отсек голову, которую потом отвез повелителю мусульман. Но этот вариант маловероятен. Дракула был слишком подозрителен и осторожен, чтобы доверять турку (уж кто-кто, а Цепеш знал любовь турок к политическим играм), а единая причина, по которой Влад мог бы иметь с турком дело, — это получение какой-то информации о противнике. Тогда вряд ли «языку» было разрешено находиться вооруженным без наблюдения возле командира. О том, что голову Влада отвезли в Турцию, сообщают, как минимум, в трех европейских хрониках. Одна из них – это хроника Антонио Бонфини, итальянского летописца и историка при дворе короля Матиуша Корвина, пожалуй, есть основой для других преданий. В турецких источниках про это ничего не говорится. Очень подробно описывается гибель Цепеша в Кирилло-Белозерской рукописи. В этой версии, Дракула отделился от своих отрядов и один поднялся на возвышенность, «чтобы насладиться картиной своих бойцов, удачно рубящих турок» (в общем-то, у командующего есть более важные причины глянуть на поле боя с возвышенности). Тут на него налетел отряд валашских ратников, которые приняли Влада за турка, ведь тот, как всегда, был одет во время боя по-турецки. Уже пронизанный пикой, он сумел зарубать пятерых нападавших, но воинов было значительно больше, и Влада закололи «многими копьями». Найдя же мертвое тело «случайно» убитого воеводы, валахи отрубили ему голову и отправили её султану, дабы и тот мог порадоваться. Возможно, постепенно память о жестокосердном искателе справедливости — Владе Дракуле — изменилась бы в памяти обычных людей, став достоянием историков. Но фигура валашского правителя заинтересовала английского писателя Брэма Стокера, и в конце XIX века появился его знаменитый роман о вампире графе Дракуле. Очень часто в критической и историографической литературе встречается утверждение: чудище, выдуманное Стокером, практически ничего общего не имеет с историческим Дракулой. Особый акцент делается на том, что в румынской традиции нет никаких указаний на превращение Дракулы в вампира, не говоря уж о тех удивительных изменениях, что претерпевает биография реального Дракулы в романе. Стокер из валаха (румына) превращает своего героя в трансильванского венгра-секлера. Можно указывать и на иные отступления писателя от исторической правды. Так, замок Дракулы он помещает в трансильванском проходе Борго. Здесь в самом деле находился замок, который должен был посещать Влад Цепеш, но настоящая резиденция правителя — на реке Арджеш, близ границ Трансильвании и Валахии. Всего охотнее критики указывают на то, что Дракула у Стокера совершенно не похож на Влада Цепеша в румынской фольклорной традиции. Так ли это? Действительно ли между Дракулой-моралистом, Дракулой-садистом и стокеровским вампиром не найдется ничего общего? Известно мнение, что Стокер сделал своего героя вампиром, неверно поняв одно слово в немецком памфлете против Цепеша, означающее на деле не вампира, а берсерка. Так называли исступленных древнегерманских воинов, которые в пылу битвы воображали себя волками, терзающими врагов. Но ведь у Стокера Дракула и остается берсерком. Похваляясь славой предков, граф говорит, что среди них были величайшие берсерки эпохи переселения народов. Откуда же взялся вампир? Предполагалось, что этот мотив мог родиться из другой строки памфлета, в которой Дракула сравнивался с блохою, сосущей кровь своей жертвы. Кроме того, указывалось, что образ сумасшедшего Ренфильда, обожествляющего Дракулу и одержимого идеей поглощения различных жизней, в частности поедающего птиц живьем, навеян образом Дракулы, терзающего птиц и мышей в тюрьме. Что же касается румынского фольклора, то и с ним дело обстоит далеко не так просто. Действительно, воитель Влад III обретает в нем героические черты. Более того, само имя Дракула, т. е. Сын Дракона, или Сын Дьявола, решительно устраняется из румынского фольклора, где он — Вода (воевода) Цепеш. Однако некоторые исследователи отмечают, что в биографии Дракулы несомненно есть один эпизод, которым вполне могло быть обусловлено появление легенды о его превращении в вампира, — это отступничество от православия, переход в католичество, что по народным верованиям часто карается проклятием в виде вампиризма. Примечателен эпизод, который есть в одной из легенд: против Воды Цепеша поднимается вместе с турками вся нечисть. Тут и вампиры — они собираются на горе Ратезат, лежащей на границе Румынии и Валахии, совсем недалеко от исторического замка Дракулы. С этим наблюдением исследователей, посвятивших немало времени «дракуловедению», следует сопоставить и проделанный ими же опрос крестьян, ныне обитающих по соседству с этим замком. Результаты оказались неожиданными. Крестьяне, конечно, чтут Цепеша как великого героя, многие утверждают даже, что предки их сражались под его знаменами, но в то же время замок овеян странной славой. Мимо него боятся ходить по ночам, а когда фольклористы просили показать к нему дорогу, им отвечали: «Запрещено». А еще среди крестьян бытует поверье: Дракула то ли вообще не умер, то ли обладает удивительной способностью возрождаться и являться к живым в любой момент. Это предание тоже героическое: Цепеш придет и будет защитником Румынии от чужеземного нашествия, каким был и в XV веке. http://volshebnaya-planeta.ru/?cat=4&paged=2
|
|
| |