"Работаю в Марокко шестой год, готова поделиться накопленным опытом: Правило 1 Слушай, смотри во все глаза и молчи.
Нужно мобилизовать свои способности к сбору и анализу информации, разобраться в струкруре взаимоотношений начальства и подчиненных, коллег по работе, кодексе поведения, дресс-коде, что можно / что нельзя (личные вещи на рабочем столе, перекусы, перерывы на чай/кофе, личные разговоры по телефону (сотовому и рабочему)). При этом о себе надо выдавать минимум информации и сохранять нейтралитет во взаимоотношениях с коллегами.
Правило 2 Наблюдай за коллегами и тем, как они работают, что именно и в какой форме делают (как отсылают факсы, говорят по телефону, ведут деловую переписку, составляют счета).
Это поможет многому научиться и избежать назойливых вопросов, вполне уместных по началу для вас, но достающих ваших коллег. Такие вопросы на каждом шагу сильно раздражают коллег и неблагоприятно сказываются на вашей репутации умного человека, профессионала своего дела.
Правило 3 (тесно связано с Правилом 2) Внимательно изучай содержание своего рабочего компьютера.
Просмотр и анализ файлов, оставленных предшественником, опять же таки поможет избежать лишних вопросов и быстрее войти в курс дела.
Правило 4 Охотно берись за любое поручение, даже если не знаешь, как с ним справиться.
Начальству задавай как можно вопросов, в этом случае можно подосаждать и коллегам, но НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не начальству. В процессе разберешься, а вот злить начальство своей некомпетентностью не стоит.
Правило 5 Будь внимательна к своему внешнему виду
У нас, скажем, нет дресс-кода в буквальном понимании этого слова, но есть неписаные законы: запрещены бороды у мужчин и хиджабы у женщин, национальная одежда. Лучше придерживаться нейтрального стиля, пока не поймешь, что принято, а что нет.
Правило 6 Если есть опыт работы в России, забудь о нем и перестань сравнивать несопоставимое.
Мне было очень трудно первое время именно по причине постоянных сравнений не в пользу Марокко. Как только я перестала сравнивать и стала жить в заданных обстоятельствах, стало легче.
Правило 7 Помни, что в восточной стране иерархия гораздо строже и отношения "начальник - подчиненные" выстраиваются иначе, чем в России.
Здесь с подчиненными не особо церемонятся, за кадры, даже ценные, особо не держатся (безработица довольно высокая), хвалить и давать премии не привыкли, а вот поругать любят. Любят показать, что кормят тебя из своего кармана, а ты не очень-то стараешься оправдать вложения начальства. Гордому человеку работать на хозяина здесь сложно.
Правило 8 Никогда не забывай о том, что "восток - дело тонкое" и то, как люди к тебе относятся на словах, часто расходится с реальным положением дел.
Здесь все друг другу улыбаются, участливо спрашивают о здоровье и делах семейных, редко отказывают, но это еще ничего не значит. Поэтому лучше не расслабляться, не откровенничать с коллегами и не высказываться в их присутствии о начальстве в неблаговидном свете. Дружить в коллегами тоже не стоит, лучше поддерживать со всеми ровные, приятельские отношения, чуть-чуть выходящие за рамки рабочих.
Всем удачи на новом месте! На самом деле, общие принципы везде одинаковы, есть только мелкие частности, на которые надо обратить внимание."
http://club.maghreb.ru/index.p....=308252