Фото Алины КОМАРОВОЙ
В понедельник в Большом зале горисполкома прошло расширенное совещание, на котором обсуждались транспортные проблемы Мариуполя. На совещание были приглашены руководители автотранспортных организаций, частные перевозчики, председатели комитетов самоорганизации населения, представители общественности.
Заместитель городского головы Валерий КСЕНОФОНТОВ информировал собравшихся о том, что в последние месяцы городским властям поступили письма от автоперевозчиков с просьбой о повышении тарифов на пассажирские перевозки. Свою просьбу они аргументируют ростом цен на топливо, запасные части и предлагают поднять стоимость проезда до 2,5 грн. В преддверии зимнего периода вопрос безопасности работы общественного транспорта особенно актуален, и отдел транспорта и связи горсовета занимается проверкой расчетов перевозчиков.
Заведующий отделом транспорта и связи горсовета Владимир ШЕВЧЕНКО добавил, что в Мариуполе на 47 маршрутах работают 375 единиц транспорта, а несколько лет назад доходило до пятисот. Снижение количества маршруток объясняется естественными причинами: старением машин, невыгодностью маршрутов. В недавние времена в городе за год появлялось 20-30 новых автобусов, в прошлом году – лишь один! Не лучше ситуация и в электротранспорте. В Мариуполе выходят на линию 63 трамвая, 45 троллейбусов и 11 автобусов. До 85 процентов пассажиров, перевозимых электротранспортом, – льготники. Сбор за проез составляет около трети суммы, необходимой на заработную плату. А за что приобретать запасные части, расплачиваться за электроэнергию и т. д.? Компенсации от государства за перевоз льготников мизерные и не покрывают затрат транспортников. Вместе с тем заработная плата мариупольцев уменьшается, люди богаче не становятся, а цены на все товары растут. Но кризис рано или поздно закончится, ситуация стабилизируется, и подвижной состав нужно сохранить.
На совещании выступили представители перевозчиков. К примеру, директор предприятия «Азовпастранс» Александр КОНИК заявил, что далее выживать у них нет возможности. Стоимость одного колеса для автобуса дошла до 1300 грн. У автобуса 6 колес, а в парке 34 машины. Где брать деньги? По их расчетам, себестоимость перевозки одного пассажира составляет 2,7 - 2,9 грн. А для того, чтобы водители хорошо работали, им нужно хорошо платить.
Это вызвало вопрос у Валерия Ксенофонтова: «А какая у вас система контроля за водителями, чтобы они не утаивали выручку?» На что директор ответил, что у каждого водителя своя степень честности, но «мы требуем от водителей и кондукторов план, поэтому перевозка льготников для них – как кость в горле».
Взаимоотношения транспортников и льготников вызвали взрыв негодования у сидевшей в зале общественности. Вы-ступили председатели КСН «Новоселовка», «Кировский», «Черемушки», «Западный», «Приморский». Все в один голос говорили, что в наших маршрутках творится беспредел. Кондукторы выгоняют «детей войны», а что чаще бывает, говорят, что у них уже сидят льготники. Во многих маршрутках не дают билетов,
водители водят машины неаккуратно, превышают скорость, и зачастую поездка в автобусе сравнима по риску с экстремальными видами спорта. На что транспортники стали кричать, что в иные маршрутки набиваются сразу много льготников, а им нужно выполнять план. Звучало предложение сделать, как в Киеве: выделить в маршрутке конкретные 1-2 места для льготников, но его отмели, парировав, что наши льготники садятся где угодно, и более их не сгонишь. В общем, обе стороны приводили свои аргументы и факты, и согласия между ними не было.
О том, что порядка в пассажирских перевозках больше не становится, говорят цифры ГАИ по дорожно-транспортным происшествиям. В 2008 году зарегистрировано 59 ДТП с участием водителей маршруток, в которых 3 человека погибли и 38 – травмированы. В 2009 году – 33 ДТП: 2 – погибли, 17 – травмированы. Госавтоинспекцией совместно с отделом транспорта в этом году проверено 2275 единиц пассажирского транспорта. Выявлены неисправности у 166 единиц транспорта, запрещена эксплуатация 67 машин. Выявлено грубых нарушений ПДД водителями – 454, в том числе 4 нетрезвых водителя.
Подводя итоги совещания, Валерий Ксенофонтов резюмировал, что задача властей - и пассажиров уважить, и городской транспорт сохранить. Поэтому вопрос о повышении тарифов на проезд будет вынесен на очередное заседание исполкома городского совета, которое намечено на 14 октября.
Судя по всему, поднять стоимость проезда до 2,5 грн. транспортникам не позволят, но 2 грн. – вполне реально. Простое повышение тарифов без наведения порядка в пассажирских перевозках ни к чему не приведет. Транспортники и далее будут твердить о нехватке средств, а мариупольцы испытывать на себе «особенности национальной пассажироперевозки».
Александр БОНДАРЕНКО http://pr.ua/news.php?new=7897