Историк | Дата: Пятница, 09.10.2009, 16:19:51 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 1860
Награды: 0
Репутация: 101
Статус: Offline
| Каждый из нас встречался с собакой. Многие знают о ее происхождении из энциклопедий, а также научной и популярной литературы. А нашим предкам энциклопедией служили предания и легенды, объясняющие различные явления в природе и животном мире. В Трудах этнографическо-статистической экспедиции в западно-русский край, опубликованных в Санкт-Петербурге в 1872 году, говорится: «Однажды человек шел на охоту и, повстречав двух зверьков, начал их спрашивать: откуда они? Те отвечали: - Мы прежде жили в воде, а теперь будем жить на земле. - Как вы называетесь? - Собаки. - Чем я могу удостовериться? Собаки вынули свои документы и показали ему. Действительно, собаки. Тогда он сказал им: - Смотрите, вам дозволено жить на земле всего только один год, а по истечении этого времени вам опять нужно идти жить в воду. Через год встретился он опять с теми же зверьками и стал бранить их, зачем они живут на земле, когда срок прошел? - Без документов нам нельзя идти в воду. - Где же ваши документы? - Мы отдали коту. - Пойдите же и возьмите их у кота. Собаки пошли к коту и потребовали у него свои документы, но документов у кота уже не было: они были украдены у кота мышами, которые съели собачьи документы. Таким образом, собаки должны были остаться на земле и по настоящее время. Оттого теперь человек преследует собаку, собака кошку, а кошка мышей, и они всегда будут между собой непримиримыми врагами». На Украине одно из преданий гласит, что собака — оборотень мальчика. Рассказывают, когда Спаситель ходил по земле, то в одной деревне какой-то мальчик особенно преследовал его, бегал за ним и лаял. Спаситель проклял его и обратил в собаку. В белорусских сказаниях возникновение собаки связано с тем, что «некогда человек был стражем рая, когда же он раз что-то украл, да вдобавок солгал, запираясь, Бог превратил его в собаку, которая теперь двор стережет и брешет». В Болгарии считали, что «собака возникла из трупа братоубийцы Каина, убитого случайно слепым охотником». Во многих преданиях говорится о том, что собака произошла от человека, превращенного Всевышним за прегрешения. Но существует и прямо противоположное мнение. Некоторые племена индейцев Аляски, например, местных лаек считали своими прародителями. Думается, что в связи с этим к четвероногим «сородичам» они относились весьма учтиво. В восточных странах существует красивая легенда о происхождении борзой собаки: «Однажды царь Соломон, согласно повелению, полученному от Бога, приказал всем животным явиться на общий конгресс, на этом конгрессе каждое из них должно было высказать свои нужды и желания и взамен того выслушать как внутреннюю организацию каждого, так равно и его отношение к другим созданиям Творца. По зову царя собрались на съезд все животные за исключением только ежа. Разгневанный таким неповиновением пророк обратился к предстоящим членам конгресса с вопросом - не вызовется ли кто из них отправиться на поиски ослушника. Из среды множества животных выступили всего два охотника: лошадь и собака. В глазах их светилось желание и готовность исполнить волю царя. Лошадь сказала: «Я найду непокорного, я выгоню его из логова, но я не в состоянии буду взять его, для этого слишком велик мой рост, и к тому же ноздри мои не защищены от уколов ежовых игл». Собака же заявила: «Мне не страшны колючие иглы, но моя морда слишком толста, и я не буду в состоянии просунуть ее в логово ежа в случае, если он скроется туда прежде, чем я схвачу его». Выслушав это, пророк произнес: «Да, вы правы. Но я не хочу безобразить лошадь, уменьшая ее рост, это было бы очень плохой наградой за ее усердие и повиновение. Лучше же я прибавлю красоты собаке, чтобы наградить высказанное ею рвение». Сказав это, царь взял морду животного обеими руками и до тех пор гладил ее, пока она не сделалась совершенно тонкой и заостренной. Тогда все присутствующие увидали, что собака превратилась в стройную изящную борзую. Оба добровольца немедленно пустились на поиски и вскоре представили царю упрямое животное. Царь Соломон был очень доволен, ежа строго наказал, а к лошади и собаке выказал особую милость: считая послушание и исполнение велений высшим достоинством всякого создания, пророк, избранник Бога, сказал лошади и собаке: «Отныне вы будете спутниками человека и первыми после него перед лицом Бога». А.Чайковский, записавший эту легенду в XIX веке, рассказал далее о том, что в Турции люди строго придерживались изречения Соломона. «В этом собственно, - отмечает автор, - и следует искать причины особенной любви их к лошадям и борзым собакам; по крайней мере, этим объясняют и извиняют ту терпимость, с которой они относятся к присутствию борзых в своих комнатах, несмотря на то, что борзая принадлежит все-таки же к зоологическому виду собак, а всякая собака вообще считается у них нечистой, борзой .в этом отношении делается исключение. Так, например, вычистив скребницей свою лошадь, потрепав и погладив ее, мусульманин может идти на молитву в мечеть, совершив лишь те омовения, какие пожелает, так как он не утрачивает при этом своей телесной чистоты, как это бывает при соприкосновении с вещами, считающимися нечистыми по правилам магометанской религии. То же самое и относительно борзой собаки: лаская и гладя ее, правоверный не теряет чистоты своей и после этого может прямо сесть на маленький коврик, на котором мусульманин читает свои молитвы. Остальные животные не имеют таких привилегий, например, буйвол и вол пользуются большим почетом в качестве помощников при обработке земли, производящей хлеб, баран - в качестве жертвенного животного, кошка - в качестве животного, полезного в домашнем хозяйстве, но несмотря на это все они нечисты. Так, если кошка потрется о платье мусульманина, он должен непременно сменить его или вычистить прежде, чем идти в мечеть, причем уже необходимо полное омовение. Борзые служат предметом нежных забот и ласк для мусульманских женщин. На зиму они шьют им теплые покрывала. На лето - легкие плащи, чтоб предохранить их от назойливости мух и других насекомых. Все это делается со вкусом, изяществом и даже некоторой роскошью. Борзой делается особая постель, кормят ее питательной, но не тяжелой пищей, главное основание которой составляет мясо. Арабы дают своим борзым также финики в виде теста и верблюжье молоко, по мнению бедуинов, имеющие свойство укреплять легкие и сообщать скачке собак большую легкость. У татар, живущих в Добрудже, постель борзой устраивается на верхушке крыши, рядом с гнездом аиста, который почитается как птица, приносящая благополучие дому. Собака поднимается в свое отделение по особо приспособленной для этого лестнице. Над постелью ее делается иногда даже зонтик из камыша, чтоб защищать ее от солнца. В этом уютном помещении она отдыхает спокойно, здесь не тревожат ее блохи и разные насекомые, которые мешают обыкновенно собаке спать, отчего слабеют ее силы и падает энергия». Доброе отношение человека к своему четвероногому товарищу имеет очень глубокие корни на Востоке. «Умом собаки держится мир», - так говорится в «Авесте» - древнейшем религиозном и культурном памятнике Востока, представляющем собой собрание песен, легенд и священных книг. В «Авесте» много и подробно говорится о собаках и даже даются наставления, как нужно обращаться с ними: как их кормить и содержать; устанавливаются довольно суровые наказания за плохое отношение к этому животному. Там же говорится, что тому, кто бьет собаку, предстоит тяжелая жизнь, полная всяческих неприятностей: «Собака сторож и друг, данный тебе... она не просит у тебя ни одежды, ни обуви. Она помогает тебе ловить добычу, она караулит твое имущество, она забавляет тебя во время твоего досуга. Горе тому, кто ее обидит или пожалеет для нее здоровой пищи. Душа такого человека после смерти будет бродить вечно в уединении: даже и собака не выйдет к нему навстречу». Предписывая заботиться о собаках, «Авеста» дает, в частности, такие наставления: голодную собаку надо покормить; когда щенку исполнится шесть месяцев, его должна кормить семилетняя девочка. Забота о собаке вменяется в такую же обязанность, как охрана огня. Упоминается в «Авесте» о назначении собак: они поделены на сторожевых, охраняющих дом, и бродячих. О последних пишут, что они подобны странствующим святым. Различают собак и по характерам. Среди них называют жрецов, воинов, земледельцев, странствующих певцов, воров, диких зверей, куртизанок и детей. Самая распространенная теория происхождения собак — это предположение о том, что семейство псовых произошло от нескольких прародителей почти одновременно в разных частях света. Прародителями считают волка, шакала и абстрактную «первобытную» собаку, ископаемый скелет которой не найден. В общем, можно сказать, что происхождение собаки точно неизвестно. Скорее всего, она появилась одновременно с человеком. Интересно, что первые европейцы, прибывшие в Северную и Южную Америку, обнаружили там около 20 аборигенных пород домашних собак. Считается, что собака была первым животным, которое стало жить бок о бок с человеком. Уже после собаки были одомашнены свинья, утка, северный олень, овца и коза. Кошка, ставшая домашним животным около 5 тыс. лет назад, можно сказать, новичок по сравнению с собакой. Возможно, этим и объясняется кошачья независимость? В многочисленных раскопках древних человеческих поселений были найдены останки разных видов первобытных собак, которые могли бы быть предками современных собак. Ученые выделяют несколько первоначальных типов собак, от которых произошли основные группы пород. Во-первых, это так называемая торфяная собака, скелеты которой находят в раскопках времен неолита. Этот тип собак был распространен по всей Европе и Азии. Возможно, эти собаки дали начало множеству современных пород шпицев, пинчеров и терьеров. Общим признаком этих пород являются живой темперамент, чуткость, злобность, небольшой (ниже среднего) рост. Во-вторых, в раскопках у Ладожского озера были обнаружены останки собаки, которая отличалась от торфяной собаки более крупным размером и некоторыми другими признаками. От этой собаки (называемой собакой Иностранцева), возможно, произошла группа северных волкообразных собак и собаки пастушьих пород. Третий, самый многочисленный тип собак — овчарки. Их предком была собака, останки которой обнаруживают в раскопках бронзового века. Этот древний тип собак сохранился до нашего времени в виде примитивных пород пастушьих собак Центральной Европы (например, швейцарская пастушья собака). Современные европейские пастушьи собаки, по всей вероятности, представляют собой результат целенаправленного отбора с незапамятных времен. Еще один тип собак — догообразные — вероятно, также имеет общего предка, о котором, однако, ничего неизвестно. В раскопках античного периода находят изображения и скульптуры собак, своим мощным телосложением похожих на догов и древних боевых собак. Еще меньше известно о происхождении борзых. Очевидно, они возникли в восточноевропейских и североафриканских степях и происходят от степных волков. Однако этому нет никаких доказательств. Очень интересна история дикой австралийской собаки динго. Одни ученые считают, что динго — подвид домашней собаки, которая попала в Австралию из Южной Азии вместе с человеком и затем вторично одичала. Предком этой собаки был, вероятно, малый индийский волк. Другие ученые относят динго к самостоятельному виду. Если динго действительно происходит от древних домашних собак, то это самая старая порода собак во всем мире. В общем, можно сказать, что изучение происхождения собаки и отдельных пород исключительно затруднено именно из-за большого разнообразия хищников семейства собачьих, которые могут скрещиваться между собой и давать способное к дальнейшему размножению потомство. Это свойство использовал человек при выведении множества различных пород, некоторые из них уже перестали существовать, а другае, новые породы, возникают и в наши дни. Почему же человек и собака стали жить вместе? Существует несколько гипотез: это и защита от врагов, и помощь на охоте. Наиболее симпатичная теория объясняет одомашнивание собаки тем, что собака скрашивала досуг человека: детеныши собаки были забавны, а взрослые — преданы человеку-хозяину, всегда находились рядом с ним, согревали холодными ночами и так далее. На эту тему можно только фантазировать. Главное — ни одно домашнее животное не стало таким другом человеку, каким стала собака. Вся ее жизнь — это хозяин. Собака разделит и счастье, и горе, всегда будет радостно встречать у порога дома и никогда, ни в чем не упрекнет своего хозяина и друга. А. С. Батлер, английский романист XIX века, так выразился о назначении собаки: «Величайшее удовольствие, получаемое от собаки, состоит в том, что человек вместе с собакой валяет дурака, а она не только не сердится, но и подыгрывает ему». Но не только высокие эмоциональные чувства привязывают нас к собакам. Есть и более материальные причины. Большинство наших верных друзей — усердные труженики, помогающие человеку в самых разных отраслях деятельности. Очень давно жила-была Собака. Это была первая собака на земле. Однажды её нашел человек, который был первым человеком на земле. Стали они жить вместе. Человек научил Собаку помогать ему, а Собака научила Человека понимать её. Собака охраняла Человека от диких животных и, предупреждала об опасностях, у Человека ведь не было ни когтей, ни острых клыков, ни собачьего носа. Зато у Человека был острый ум и, цветное зрение и, с ним охота всегда была удачной, потому что Человек знал, как построить ловушку, где и когда лучше всего ловить рыбу и, какие ягоды самые сладкие. Человек показал Собаке лечебные растения и, корешки, с помощью которых порезы на лапах заживали за одну ночь. А еще он показал Собаке кочки, повалявшись на которых, блохи и, комары переставали кусать. На этих кочках росла особая пахучая травка. Так они и жили – в ладу и понимании – Собака и Человек. Однажды Человек сказал Собаке: «Нам нужно расстаться. Приходит моё время, но прежде чем я уйду, я должен сделать тебя Человеком, ведь я сам когда-то был Собакой и, мой Человек, уходя, сделал меня Человеком». Собака очень удивилась и, просила Человека: «Как же это может быть?!» На что Человек ответил: «Не знаю, но это – правда». «А куда ты уйдешь после того, как я стану Человеком?» - спросила Собака «Я стану Солнцем и, буду согревать тебя днём. Ночью я буду светить Луной, чтобы тебе было не так темно и страшно. Я стану Рекой и, буду давать тебе воду, чтобы ты утолил свою жажду. Я буду Землей, и, ты получишь жильё и, пищу. Я всегда буду рядом, ибо в Воздух обращусь, и, твои легкие буду наполнять дыханием жизни» - ответил Человек. На что собака сказала: «Но твой Человек уже стал Солнцем. Как же может быть два Солнца?» - Нет, два Солнца на одном небе не поместятся, но… - Но ведь там твой Человек, куда же он денется?! – обеспокоено спросила Собака. Человек задумался, а, после, улыбнувшись, сказал: «Куда девается маленькая капелька дождя, падая в реку? Она становится частью реки, а река становится больше, глубже и, чище на одну капельку. Все становится частью чего-то, в этом мудром мире – в этой чудесной Природе. Все маленькие частички – суть одного целого, порознь мертвы, а, соединившись, образуют жизнь. Когда ты станешь Человеком, тебе необходимо будет найти свою Собаку и, научить её всему тому, чему я тебя научил, а потом сделать её Человеком - таков великий Закон-Природы, который нельзя нарушать… иначе случится беда и, очень трудно её исправить. Сказав это, Человек взял остывший уголёк и, написал на стене два слова. Он показал Собаке, как они читаются и, что означают и, велел читать их всю ночь после того, когда он уснёт особым глубоким сном. Собака сделала всё в точности, как велел Человек, а на утро стала – Человеком. Много веков и, тысячелетий Собаки превращались в людей, а Люди – в Солнце, Воздух, Землю и, Воду. Но однажды Великий – закон был нарушен – люди перестали становиться частью Великого – Целого, а собаки перерождаться в людей, они перестали понимать друг друга. Человек стал бояться собак и, забыл, что когда-то давно, он сам был собакой. Но очень скоро люди перестанут бояться и вспомнят предназначение этих двух слов – ЛЮБОВЬ и СОСТРАДАНИЕ! Константин Глазычев. 2006-2007гг. Нижний-Новгород
|
|
| |