В парламенте зарегистрирован законопроект «Об обороте оружия невоенного назначения», предполагающий, в частности, расширение количества социальных категорий, имеющих право на приобретение, хранение и использование оружия для самообороны. Так, пистолеты и револьверы для отстрела эластичных пуль несмертельного действия, согласно документу, могут стать доступными для каждого гражданина, достигшего 21 года. Напомним, сейчас пистолеты для отстрела пуль травматического действия доступны довольно узкой категории лиц, к которой относятся госслужащие, журналисты и народные депутаты, члены добровольных народных дружин, сотрудники правоохранительных органов, судов и члены их семей.
Для получения разрешения на приобретение оружия, согласно проекту закона, претендент обязан подать в органы внутренних дел по месту жительства медицинскую справку о том, что состояние здоровья позволяет ему владеть оружием, а также документы, подтверждающие его личность и факт оплаты услуг относительно выдачи данного разрешения. Граждане, которые приобретают оружие впервые, обязаны предоставить справку о том, что изучили материальную часть оружия, а также правила обращения с ним. «Порядок организации обучения возлагается на Министерство внутренних дел», – говорится в законопроекте, авторами которого являются четыре народных депутата: Владимир Мойсык (НУНС), Василий Грицак (Партия регионов), Юрий Прокопчук и Борис Пудов (оба БЮТ).
Как сообщил Грицак, у авторов документа не возникло разногласий во мнениях относительно необходимости предоставления права на приобретение травматического оружия всем гражданам. «Это укрепит действие конституционного права людей на защиту здоровья и собственности», – отметил он.
В МВД не возражают против данной депутатской инициативы. Как сообщил начальник Главного следственного управления МВД Петр Коляда, в нынешней обстановке милиция готова согласиться с предоставлением травматического оружия всем гражданам. «Мы поддержим эту инициативу, если оружие будет проходить тщательную экспертизу и жесткую сертификацию. Травматический эффект должен оставаться травматическим, а не смертельным», – подчеркнул Коляда.
0629.com.ua
Источник: www.glavred.info
Добавлено (18.02.2009, 22:03:20)
---------------------------------------------
О праве гражданина Украины на самооборону с оружием в руках
Или о «возе» который и поныне там…
Конституция Украины провозглашает, что «человек, его жизнь, здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность считаются в Украине наивысшей социальной ценностью» (ст.3 Конституции), закрепляет право каждого «защищать свою жизнь и здоровье других людей от противоправных посягательств» (ст.27 Конституции). Это право конкретизирует ст. 36 Уголовного кодекса Украины, устанавливающая понятие, сущность и признаки необходимой обороны, как обстоятельства, исключающего преступность деяния.
И в настоящее время, в связи с сохраняющимся высоким уровнем преступности, в особенности, так называемой «уличной» - грабежей, разбойных нападений, причинения телесных повреждений и убийств из хулиганских побуждений, совершаемых преимущественно в общественных местах, на улицах населенных пунктов, в парках и скверах, дворах жилых домов (в 2006 г. на территории Украины было совершено 41,7 тыс. грабежей, 6,5 тыс. разбойных нападений, 25 бандитских нападений, умышленных тяжких телесных повреждений, 87% - в общественных местах), практический интерес к праву на необходимую оборону и его реализации значительно возрос.
Не последнее место в практическом осуществлении указанного права занимает правовое регулирование оборота огнестрельного и холодного оружия, специальных средств самообороны.
В разное время на рассмотрение Верховной Рады Украины были внесены различные варианты проектов Закона Украины «Об оружии» - от 13.05.1999 г., подготовленный Кабмином Украины; от 10.11.1998 г, внесенный народными депутатами Ю.А.Кармазиным и В.В.Мухиным; от 06.07.2000 г., внесенный народным депутатом Украины И. Биласом; № 1171 от 30.09.2002 г., №1171-2, внесенный народными депутатами Украины Л.Черновецким и А.Рымаруком; от 25.11.2002 г., № 1171-д, внесенный народными депутатами Украины И.Винским, В.Развадовским, С. Бульбой и др.; от 29.10.2003 г., внесенный народными депутатами Украины В. Мойсик, О. Бандурка, М. Маркуш и другими, проект Закона Украины «Об обороте оружия невоенного назначения», внесенный народным депутатом Украины С.М. Гусаровым.
К сожалению, ни один из перечисленных законопроектов так и не был принят Верховной Радой Украины, и в настоящее время оборот огнестрельного оружия, боеприпасов к нему регулируется лишь рядом ведомственных нормативных актов МВД Украины - Инструкцией о порядке изготовления, приобретения, хранения, учета, перевозки и использования огнестрельного, пневматического и холодного оружия, устройств отечественного производства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами, и указанных патронов, а также боеприпасов к оружию и взрывчатых материалов (утверждена приказом МВД Украины №622 от 21.08.1998 г), Положением о разрешительной системой и многими другими. Многие из этих подзаконных актов были приняты
Указанное обстоятельство, и как результат – отсутствие единой нормативно-правовой базы, акта высшей юридической силы, регулирующего дает богатую почву для злоупотреблений и коррупционных проявлений со стороны должностных лиц, на которых возложены полномочия по выдаче и продлении разрешений на приобретение, хранение и ношение огнестрельного (гладкоствольного и нарезного охотничьего) оружия, устройств отечественного производства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами (пистолетов и револьверов для стрельбы травматическим боеприпасом), массового нарушения прав граждан и юридических лиц. Вопиющим примером такого нарушения является регулирование гражданского оборота пистолетов и револьверов для стрельбы травматическим боеприпасом печально известным Приказом МВД Украины № 379 –ДСП от 13 июня 2000 г. с изменениями и дополнениями, согласно которому иметь в собственности указанные спецсредства самообороны, даже не являющиеся оружием, имеют право лишь «отдельные категории граждан» - сотрудники милиции, военнослужащие, государственные служащие, работники суда, народные депутаты Украины, журналисты, лица, участвующие в общественных формированиях по охране общественного порядка и государственной границы («дружинники»). Указанный нормативный акт грубо нарушает ст. 24 Конституции, согласно которой граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом. Кроме того, остаются неясными мотивы отнесения приказа МВД Украины № 379 – ДСП к конфиденциальной информации, находящейся в собственности государства, что существенно нарушат право потенциальных владельцев рассматриваемых спецсредств на информацию о наличии у них данного права на их приобретение и использование (далеко не все госслужащие имеют право доступа к информации ДСП, не говоря уже о журналистах и членах общественных формирований по охране порядка).
Не определены должным образом основания и порядок награждения граждан Украины именным огнестрельным оружием, как государственной наградой, что также создает почву для коррупции и различных злоупотреблений. Так, на протяжении 2004-2006 гг. приказом Министра внутренних дел Украины на весьма сомнительных основаниях были награждены именным огнестрельным оружием – пистолетом Форт-12 - ряд высокопоставленных чиновников различных министерств и ведомств, зачастую весьма далеких от Вооруженных сил и правоохранительных органов. Известны даже случаи «награждения» украинских госслужащих именным разведывательной службой Государства Израиль – «Моссад».
Принятие Закона Украины «Об оружии» позволит поднять с колен отечественную оружейную промышленность. На сегодняшний день производство современного стрелкового оружия и, особенно, боеприпасов к нему, в Украине переживает далеко не лучшие времена. Практически прекратил производство Луганский патронный завод, резко его сократили ряд других предприятий оборонной сферы. Одной из причин этого является отсутствие рынков сбыта и слабая правовая урегулированность вопросов сертификации, продажи, да и самого производства оружия и боеприпасов.
Анализируя содержание перечисленных выше законопроектов, можно выделить следующие положения:
- во всех проектах Закона «Об оружии» (за некоторым исключением в законопроекте С.М. Гусарова) предоставлено право владеть служебно-штатным (ведомственным) оружием, наряду с государственными формированиями и правоохранительными органами, юридическим лицам, выполняющим особые уставные задачи и являющиеся объектами разрешительной системы МВД Украины (выполняют охранные функции, реализуют оружие для населения и т. п.)
- за основу при подготовке данных законопроектов используется, к сожалению, только, в основном, Закон Российской Федерации «Об оружии», принятый в 1994 г., с изменениями, а не значительный позитивный опыт правового регулирования оборота огнестрельного оружия многих других стран мира.
Необходимо отметить, что в упомянутых проектах Закона Украины «Об оружии» право владения нарезным короткоствольным огнестрельным оружием (пистолетами и револьверами) населению не предоставлено, что является нарушением ст.ст. 3, 27, 30 и 41 Конституции Украины, поскольку жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность человека признаются в Украине наивысшей социальной ценностью, а поскольку государство не в состоянии гарантировать их защиту от вооруженных преступников, то законодателю следует изменить приоритеты на защиту граждан от преступных посягательств. Возможность же пребывания оружия только в собственности юридических лиц, в том числе охранных и т.п. предприятий частной формы собственности, не может полностью отвечать исторически сложившейся положительной роли гражданского оружия самообороны в обществе – быть, прежде всего, превентивным фактором, фактором сдерживания «уличной» насильственной преступности. Эту его роль доказывает позитивный опыт таких стран, как Польша, Чехия, Словакия, Латвия, Литва, Эстония, мания, Молдавия и многих других, где законодатель, после многолетних запретов решился все – таки дать возможность владеть этим видом оружия своих гражданам, а также отрицательный опыт Великобритании, где фактический запрет на короткоствольное оружие самообороны привел к резкому росту числа насильственных преступлений, в том числе убийств.
Принятие Закона Украины «Об оружии» позволит нормально развиваться отечественному стрелковому спорту. На сегодняшний день, из-за бюрократических препятствий, содержащихся в подзаконных актах, не соответствующих современным реалиям, открытие и содержание тира, стрельбища, стрелкового стенда для занятия спортом является серьезной, подчас неразрешимой проблемой. По этой причине многие из указанных спортсооружений на сегодняшний момент закрыты, либо находятся в заброшенном состоянии, не соответствуют современным международным стандартам федераций стрелкового спорта, что негативно влияет на возможность занятия спортивной стрельбой, прежде всего спортсменов-аматеров и молодежи.
Исходя из вышеизложенного, рассмотрение и принятие Верховной Радой Закона Украины «Об оружии», разработанного на основе европейского законодательства, является важнейшим шагом в становлении гражданского общества, реальном наполнения изложенных в Конституции нашего государства гарантий по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, всех форм собственности, охране общественного порядка. Принятие этого нормативного акта позволит создать условия для патриотического воспитания молодежи, развития отечественного оружейного производства, стрелкового спорта, а также укрепления международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
Иван Л.
Источник: gunmagazine.com.ua
При перепечатке ссылка на www.shooting-ua.com обязательна
http://shooting-ua.com/zakon/zakon_2.htm
GUN