Последний вариант развития событий после выборов — Украина распадается на две страны по линии цивилизационного разлома. Правобережье отходит в Евросоюз и НАТО, Левобережье к России; в обоих случаях новые национальные образования получают…
От судьбы российско-украинских отношений во многом зависит вся европейская и евразийская архитектура международных отношений. На ближайших выборах в Киеве в значительной мере мы приблизимся к решению этой проблемы. В этом — их значение.
Чисто теоретически есть 4 варианта развития этих отношений. Перечислим их.
Первый: Украина жестко ориентируется на США, НАТО, атлантистскую политику; стремится стать «санитарным кордоном» и постоянным раздражителем российско-европейских отношений.
Этот проект стал действительностью после оранжевой революции 2004 года, связан с курсом Виктора Ющенко и включал в себя канонизацию нацистов, гонения на русский язык и т.д.
Второй вариант — Украина ориентируется преимущественно на Россию, с укреплением параллельно отношений с Евросоюзом; не выполняет функций "санитарного кордона"; входит в Единое Экономическое Пространство; прекращает давление на русский язык и отменяет канонизацию нацистов.
Эти ожидания, теоретически, связаны с Януковичем.
Вариант третий: Украина начинает суверенизацию, балансируя между США и Россией, но не делает однозначного выбора, по отдельным вопросам договариваясь то с теми, то с теми.
Это явно линия Юлии Тимошенко; формально сегодня ее озвучивает Яценюк.
Последний вариант развития событий после выборов — Украина распадается на две страны по линии цивилизационного разлома. Правобережье отходит в Евросоюз и НАТО, Левобережье к России; в обоих случаях новые национальные образования получают каждый свою суверенность.
Теперь соотнесем это с положением дел основных претендентов на сегодняшний момент. Существенно лидирует Янукович.
При ослаблении империалистической хватки Вашингтона, связанной с приходом Обамы, готовности Януковича на тесные контакты с Вашингтоном, а также в контексте так или иначе но „перезагрузки“ отношений Москва-Вашингтон, его внешнеполитическая легитимация вполне возможна.
Он устроит Москву и, с оговорками, США. Это тем более вероятно, что у оранжевых, ориентирующихся на западенский электорат, будет более серьезная конкуренция: Ющенко, Яценюк и даже Тягнибок, с маленькими, но существующими неонацистскими голосами (прогнозы около 3%).
В таком случае мы будем иметь второй геополитический вариант. Проблема лишь в том, что Янукович категорически не устроит западенцев, которые могут зайти на второй круг „оранжевого бунта“ и начать процесс „сепаратизма“.
Легитимации на Западе Украины у Януковича не будет ни при каких обстоятельствах — даже если он не отменит немедленно канонизации Шухевича, Мазепы, Бандеры, голодомора и остальных нацистских гаджетов.
В этом случае мы приходим к четвёртому варианту — к расколу.
Раскол сейчас не выгоден никому: ни Москве, ни Вашингтону, ни Брюсселю. Но у западных украинцев есть своеобразные психологические особенности, которые навсегда соотносятся с объективными геополитическими реалиями.
Исход раскола непредсказуем, как и границы и структура будущих пост-украинских государств.
Рассмотрим вариант победы Тимошенко.
Это менее вероятно из-за конкуренции, но по некоторым прогнозам все же лежит в поле вероятного по мере развития выборов и при давлении США на Ющенко, которого последнее время все настойчивее просят уйти „по-хорошему“ вашингтонские покровители.
Это вариант номер три. Он в принципе Москву тоже устраивает, и трудно сказать, с кем из них будет проще иметь дело: с Юлией Владимировной, жизненно заинтересованной в повышении своей легитимации на Востоке и в Крыму, или с Януковичем — генетическим „кучмистом“, — который наверняка постарается понравиться США и западенцам.
Если Тимошенко, став президентом, удастся маневрировать между Москвой и Вашингтоном с учетом интересов Европы, то Украина может сохраниться как единое образование.
Таким образом, и Янукович и Тимошенко в целом Москву и Вашингтон устраивают. Но и у Тимошенко есть проблема. Подписав указ о запрете говорить на всех языках кроме украинского в украинских школах, она явно восстанавливает против себя Восток и Крым и раздражает Москву.
Если она пойдет по такому пути и дальше, Украине снова грозит скатывание к четвёртому варианту, то есть к развалу. На сей раз зашевелится Крым и Восток.
Остальные кандидаты не выходят за рамки статической погрешности.
А что же Ющенко?
Его положение катастрофично. С ним связывают провал „революционных надежд“ и его сделают лично (вместе с окружением — в первую очередь с главой СБУ Наливайченко, Порошенко, Богатыревой и т.д.) „козлом отпущения“ и Тимошенко и Янукович.
Даже если сегодня никакой мстительности к нему у будущего президента Украины нет (а эта мстительность есть, но допустим, что ее нет), сама логика политических процессов потребует публичного наказания Ющенко в качестве объяснения, почему все обстоит так, как обстоит сегодня на Украине.
Ющенко — политик неудачный и непредусмотрительный, но считать его круглым идиотом было бы неправильно. Шанс сохранить себя и свой политический курс у него только один: отмена выборов и введение чрезвычайного положения. Это очень опасный путь, но у него нет другого выхода.
Нельзя исключить, что история с повальным заражением украинцев невиданным типом гриппа — начало процесса, который завершится отменой или переносом выборов. Ющенко не может изменить своего закономерного конца, но он может попытаться его оттянуть. И в этом случае четвёртый вариант может оказаться вполне вероятным.
Суммируем прогнозы. Если Украина не распадется, ее отношения с Россией качественно улучшатся. Надир в этих отношениях мы прошли, и дальше они начнут выправляться. В качестве классического „санитарного кордона“ Украина не сработала.
России в такой ситуации следует готовиться ко всем возможным сценариям. И для Януковича и для Тимошенко надо предложить проект геополитического партнерства с ясно обозначенными приоритетами — положение русского языка, Черноморский флот, отказ от НАТО, тесное сближение по энергетическим и экономическим вопросам, таможенный союз и т.д., с учетом, конечно, украинской „чувствительности“.
У Киева появляется в такой ситуации шанс стать территорией разработки новой модели славянской государственности в условиях постмодерна: более легкой и динамичной, версатильной, нежели громоздкая Россия, но не столь однозначно „посудомоечной“, как славянские нации, интегрированные в Евросоюз и ставшие нелюбимым Старой Европой захолустьем.
Открывается перспектива для поиска Украинской Идеи, к которой с удовольствием подключатся те, кому нет места в деполитизированной России и душно в заевшейся престарелой Европе. Не либералы и атлантисты, выдавленные Путиным, как сейчас, но творческие умы, заинтересованные в разработке цивилизационной альтернативы. В этом украинцы перспективнее других.
Для Москвы важно быть готовой к улучшению климата и не держаться за те клише, которые сложились в период Ющенко. Но, естественно, своих позиций по принципиальным вопросам сдавать нельзя.
С другой стороны, не имея никаких резонов к поддержанию распада Украины и будучи к этому совершенно неготовой и в этом совершенно незаинтересованной, Россия должна быть готовой к тому, что по той или иной причине распад Украины станет реальностью.
Это неприятно и об этом думать не хочется, но есть, увы, слишком много факторов, которые делают этот сценарий вероятным. Это не должно застать Москву врасплох.
И конечно, есть цена, которую мы ни при каких обстоятельствах не можем заплатить за поддержку территориальной целостности Украины — это ее вступление в НАТО.
Все что угодно, но только не это. Это должны понимать все и с самого начала.
Александр Дугин
Украинская правда http://vlasti.net/news/73379